Улыбнись - и мир улыбнется в ответ
каждый раз путешествуя, я наблюдаю, насколько другая жизнь в другой стране. не в глобальном плане, его за пару дней отследить невозможно, но в каких-то мелочах, которые воспринимаются окружающими как порядок вещей, и которые ты замечаешь именно потому, что они для тебя в новинку.
в этом плане очень интересным оказался Будапешт - мой первый город, в котором я провела почти неделю, и мой первый город, в котором количество местных существенно превышало количество туристов (ну, и плюс, декабрь - не "высокий сезон", когда на общее социальное поведение влияют огромные толпы приезжих). да, конечно, там далеко не все идеально, но вот эта совокупность мелочей бросается в глаза и очень подкупает.
например, все те же бабушки в утреннем макдоналдсе, про которых я уже писала. та же бабушка, которая оставляет свои вещи на попечение полицейского, заскочившего туда же перекусить (я покрутила в памяти свой предыдущий опыт и поняла, что так не смогла бы, потому что для меня милиционер/полицейский - это, в первую очередь, незнакомый человек, и лишь во вторую - слуга закона).
и вообще, по торговым центрам мы пробегали не раз - то в супермаркет, то в кафешку, то в обменку - и каждый раз я цеплялась взглядом за кучу бабушек-дедушек в возрасте 70+, которые ходили по магазинам, что-то рассматривали, что-то покупали (конечно, возможно это чисто рождественское явление, но я все равно не могу себе представить наших бабушек такого возраста, которые без содрогания входят, например, в магазин игрушек, где какая-то задрипанная барби тянет на всю их пенсию, по крайней мере, я такого не видела ни разу
).
вторая вещь, которая бросается в глаза - это спокойные младенцы. в Будапеште практически везде (на ярмарках, в музеях, в тех же тц) оказалось огромное количество людей с грудничками, причем все они совершенно спокойно выдерживали тягу родителей к культурному наследию. в тц несколько раз замечала девушек с ребенком лет трех-четырех и вторым, годовалым-полуторагодовалым, в коляске. девушки точно также ходили по магазинам, мерили обувь, выбирали подарки и т.д., при этом дети без окриков, бубнежа, дерганья за руку, нытья, истерик, криков "купи" и т.д., спокойно ходили рядом. никто не вырывался, не бегал, не хватал товары полок и т.д. такое, конечно, и у нас нечасто увидишь, но такого повального железобетонного спокойствия я не видела никогда.
плюс, в этом плане интересно понаблюдать за самими мамами. у нас, если ты видишь женщину с двумя детьми в магазине обуви, это почти всегда сопровождается нервным выражением лица, как-будто она готова схватить первую попавшуюся пару без примерки и скорее бежать на свежий воздух, пока чада не разбушевались от скуки и усталости, там детям вообще не удается верховодить процессом передвижений, но они при этом не кажутся ущемленными.
кстати, о правах детей, в первый же свой день мы обедали в кафе, за окном которого была выставлена рождественская инсталляция: столик под белой скатертью, на нем крохотная декоративная железная дорога, деревянный, очень детализированный паровозик Санты и такой же вагончик. может, там были еще какие-то мелочи, но мне они не запомнились.
время было еще не обеднее, поэтому в кафе мы были практически единственными посетителями (и я не знаю, к чему я сейчас это сказала
, видимо просто чтобы подчеркнуть, что в окно мы пялились с повышенной внимательностью
). сначала у столика остановилась парочка подростков лет тринадцати, которые подошли, взяли паровозик в руки, покрутили его, сказали что-то друг другу, поставили паровозик на место и ушли. а чуть позже проходила женщина с девочкой лет шести. девочка остановилась у столика, несколько минут поиграла железной дорогой, вернула все на свои места и они пошли дальше. все это время женщина стояла рядом, в нескольких шагах и просто ждала. не нервничала, не говорила таких привычных "не трогай - сломаешь", не подгоняла, просто ждала. как результат - обе в прекрасном настроении через две минуты пошли дальше. но также меня удивила реакция персонала кафе - их оба эпизода вообще не напрягли. как-будто все так и задумывалось
.
следующий примечательный момент - это метро. метро в Будапеште примечательное: у них четыре ветки, каждая из которых не похожа на другие. кстати, мой путеводитель подписан к изданию в 2014 году и в нем, и на карте, и по тексту, упоминается только три линии. четвертая линия открыта в 2014 году и насчитывает десять станций. десять НОВЫХ станций, Карл!!! с 2014 года!!! а у нас несчастный мост на Троещину строят уже шестнадцатый год!!! при том, что эта линия метро - самая глубокая из всех, судя по длине эскалатора, где-то чуть глубже нашей "Вокзальной".
так вот, станции очень разные: первая, самая старая в Европе, очень похожа на трамвайчик, который по ошибке ездит в длинном-длинном подземном переходе (а еще там очаровательные станции, отделанные белой и вишневой кафельной плиткой и деревянными кассами), поезд на два вагончика, места маловато поэтому она почти всегда заполнена, третья и четвертая (особенно четвертая, конечно) современные, здесь ходят такие же поезда, как в Барселоне (кстати, две ветки метро из четырех соединяют западный берег с восточным и тоннели проходят под Дунаем), а вот вторая ветка - синяя - строилась где-то в тот же период что и киевское метро и это очень сильно видно (вплоть до того, что некоторые станции отделаны одними и теми же материалами), кроме того, там бегают точно такие же поезда мытищинского вагоностроительного (или машиностроительного? не помню табличку) завода. причем если в Киеве поезда подновляются и реставрируются, то в Будапеште явно решили докатать их до конца срока эксплуатации и списать, поэтому иногда в середине состава оказываются бомж-вагоны, изъеденные коррозией и с краской выцветшей до неузнаваемости.
почему я так подробно на этом останавливаюсь? потому что на них наиболее заметен контраст. в таких вагонах на длинном сидении помещается шесть человек, но я ни разу не видела, чтобы на них действительно сидело бы шесть человек одновременно - максимум пять, а чаще всего вообще четыре, причем садятся они так, что если четыре человека уже сидят, то места для других не остается. даже в метро люди садятся так, чтобы у каждого было свое личное пространство (при этом, никто не возмущается, что кто-то развалился и никто особо не стоит, стоят по нескольку человек на вагон, причем явно видно, что ехать им всего пару станций).
ну, и под конец (потому что пост получается длинный, а обед уже закончился час как
), могу сказать, что обратный самолет был полон невротичных недовольно бубнящих женщин
. я, кстати, сама начала истерить и срываться уже за сутки "до"
. но по сравнению с общей умиротворенностью предыдущей недели контраст был очень заметным))))
в этом плане очень интересным оказался Будапешт - мой первый город, в котором я провела почти неделю, и мой первый город, в котором количество местных существенно превышало количество туристов (ну, и плюс, декабрь - не "высокий сезон", когда на общее социальное поведение влияют огромные толпы приезжих). да, конечно, там далеко не все идеально, но вот эта совокупность мелочей бросается в глаза и очень подкупает.
например, все те же бабушки в утреннем макдоналдсе, про которых я уже писала. та же бабушка, которая оставляет свои вещи на попечение полицейского, заскочившего туда же перекусить (я покрутила в памяти свой предыдущий опыт и поняла, что так не смогла бы, потому что для меня милиционер/полицейский - это, в первую очередь, незнакомый человек, и лишь во вторую - слуга закона).
и вообще, по торговым центрам мы пробегали не раз - то в супермаркет, то в кафешку, то в обменку - и каждый раз я цеплялась взглядом за кучу бабушек-дедушек в возрасте 70+, которые ходили по магазинам, что-то рассматривали, что-то покупали (конечно, возможно это чисто рождественское явление, но я все равно не могу себе представить наших бабушек такого возраста, которые без содрогания входят, например, в магазин игрушек, где какая-то задрипанная барби тянет на всю их пенсию, по крайней мере, я такого не видела ни разу

вторая вещь, которая бросается в глаза - это спокойные младенцы. в Будапеште практически везде (на ярмарках, в музеях, в тех же тц) оказалось огромное количество людей с грудничками, причем все они совершенно спокойно выдерживали тягу родителей к культурному наследию. в тц несколько раз замечала девушек с ребенком лет трех-четырех и вторым, годовалым-полуторагодовалым, в коляске. девушки точно также ходили по магазинам, мерили обувь, выбирали подарки и т.д., при этом дети без окриков, бубнежа, дерганья за руку, нытья, истерик, криков "купи" и т.д., спокойно ходили рядом. никто не вырывался, не бегал, не хватал товары полок и т.д. такое, конечно, и у нас нечасто увидишь, но такого повального железобетонного спокойствия я не видела никогда.
плюс, в этом плане интересно понаблюдать за самими мамами. у нас, если ты видишь женщину с двумя детьми в магазине обуви, это почти всегда сопровождается нервным выражением лица, как-будто она готова схватить первую попавшуюся пару без примерки и скорее бежать на свежий воздух, пока чада не разбушевались от скуки и усталости, там детям вообще не удается верховодить процессом передвижений, но они при этом не кажутся ущемленными.
кстати, о правах детей, в первый же свой день мы обедали в кафе, за окном которого была выставлена рождественская инсталляция: столик под белой скатертью, на нем крохотная декоративная железная дорога, деревянный, очень детализированный паровозик Санты и такой же вагончик. может, там были еще какие-то мелочи, но мне они не запомнились.
время было еще не обеднее, поэтому в кафе мы были практически единственными посетителями (и я не знаю, к чему я сейчас это сказала



следующий примечательный момент - это метро. метро в Будапеште примечательное: у них четыре ветки, каждая из которых не похожа на другие. кстати, мой путеводитель подписан к изданию в 2014 году и в нем, и на карте, и по тексту, упоминается только три линии. четвертая линия открыта в 2014 году и насчитывает десять станций. десять НОВЫХ станций, Карл!!! с 2014 года!!! а у нас несчастный мост на Троещину строят уже шестнадцатый год!!! при том, что эта линия метро - самая глубокая из всех, судя по длине эскалатора, где-то чуть глубже нашей "Вокзальной".
так вот, станции очень разные: первая, самая старая в Европе, очень похожа на трамвайчик, который по ошибке ездит в длинном-длинном подземном переходе (а еще там очаровательные станции, отделанные белой и вишневой кафельной плиткой и деревянными кассами), поезд на два вагончика, места маловато поэтому она почти всегда заполнена, третья и четвертая (особенно четвертая, конечно) современные, здесь ходят такие же поезда, как в Барселоне (кстати, две ветки метро из четырех соединяют западный берег с восточным и тоннели проходят под Дунаем), а вот вторая ветка - синяя - строилась где-то в тот же период что и киевское метро и это очень сильно видно (вплоть до того, что некоторые станции отделаны одними и теми же материалами), кроме того, там бегают точно такие же поезда мытищинского вагоностроительного (или машиностроительного? не помню табличку) завода. причем если в Киеве поезда подновляются и реставрируются, то в Будапеште явно решили докатать их до конца срока эксплуатации и списать, поэтому иногда в середине состава оказываются бомж-вагоны, изъеденные коррозией и с краской выцветшей до неузнаваемости.
почему я так подробно на этом останавливаюсь? потому что на них наиболее заметен контраст. в таких вагонах на длинном сидении помещается шесть человек, но я ни разу не видела, чтобы на них действительно сидело бы шесть человек одновременно - максимум пять, а чаще всего вообще четыре, причем садятся они так, что если четыре человека уже сидят, то места для других не остается. даже в метро люди садятся так, чтобы у каждого было свое личное пространство (при этом, никто не возмущается, что кто-то развалился и никто особо не стоит, стоят по нескольку человек на вагон, причем явно видно, что ехать им всего пару станций).
ну, и под конец (потому что пост получается длинный, а обед уже закончился час как



Но проектирование и строительство продолжалось 10 лет (с 2004 года), причём её обещали открыть и в 2008 году, и в 2010 году и т.д. а в многочисленных планах эта линия фигурировала с начала 70-ых, несколько раз делались проекты, но всегда что-то мешало всерьёз приступить к строительству. Пустить раньше какой-то отрезок там не могли, поскольку депо (построено где-то лишь к 2012 году) расположено на отшибе, а не в центре (если бы открыли на пару лет ранее, получался бы бесполезный огрызок, не доходящий до центра). Решили открывать после строительства пересадок на остальные линии.
Здорово, что ты прокатилась на всех линиях там, они действительно разительно отличаются друг от друга.
> то в Будапеште явно решили докатать их до конца срока эксплуатации и списать
Не совсем, этим летом был разыгран тендер на капитальный ремонт около 200 вагонов силами Метровагонмаша... Срок службы вагонов после ремонта должен составить ещё 25 лет.
А в Киеве были автобусы Икарусы в большом количестве?
вот, кстати, прикольная гифка о том, как строилось киевское метро. как мы видим, северо-восток остается неохваченным, хотя на нем расположен всего-то второй по численности жилой массив в Украине. зачем ему метро, вот когда станет первым, тогда и построим
так что пусть бы десять лет планировали, пусть бы строили, сколько надо, но планировали бы и строили бы, а не пускали пыль в глаза
кстати, при развитии наземного общественного транспорта в Будапеште отсутствие четвертой линии метро неприятно, но не смертельно. те, кто поспорят, пускай попробуют потратить в течение нескольких лет по 3-5 часов на дорогу до/от метро ежедневно, при том, что фактически до ближайшей станции 15 минут езды.
Здорово, что ты прокатилась на всех линиях там, они действительно разительно отличаются друг от друга мы еще в аэропорту купили недельный проездной и ни разу об этом не пожалели, накатались так, что я почти каждую станцию метро в лицо запомнила
Не совсем, этим летом был разыгран тендер на капитальный ремонт около 200 вагонов силами Метровагонмаша... ясно
А в Киеве были автобусы Икарусы в большом количестве? на моей памяти, в детстве было много желтых с гармошкой, а вот красные, на сорок мест, ходили по пригородным и междугородним маршрутам (и воспоминания о них у меня остались не самые радужные, и в тех, и в других меня жутко укачивало от запахов). а вот когда первые пропали с улиц я даже и не скажу, как-то незаметно процесс прошел. по крайней мере, для меня)))
Скорость прохождения одного проходческого щита составляет 2-3 км в год, скорость зависит от грунта. В Киеве вроде бы 3 или 4 горнопроходческих щита (сколько из них не требуют ремонта - неизвестно, один куплен в 2007 году), для сравнения в Москве их больше 20, разного диаметра, для строительства прямых и наклонных ходов. К проходке нужно приплюсовать время на возведение станционного помещения, монтаж эскалаторов и прочее. При дефиците средств делают всё по очереди. В принципе, этим и можно объяснить невысокую скорость строительства у вас. Ну а то, что с 2013 года фактически дорогостоящее строительство в Украине временно приостановлено, тоже понятно.
Вот интересные посты по перспективам Киевского метрополитена: tov-tob.livejournal.com/tag/%D0%BC%D0%B5%D1%82%...
вот эта запись интересна: tov-tob.livejournal.com/80088.html
и вот: tov-tob.livejournal.com/91346.html
> зато у нас открыта прекрасная станция "красный хутор", чей пассажиропоток гордо колеблется в районе 14,5 тыс. офигенное планирование, правда?
там вроде бы депо, так что рельсы в том направлении всё равно пришлось бы туда прокладывать. Возможно так оказалось проще, чем делать оборотные тупики за Борисопольской. А сама станция строилась открытым способом, неглубокая, недорогая, То есть эта станция не слишком удорожала проект и удлинила сроки строительства. Вот на этой фотографии видно коробку станции и видно, что для строительства этой станции нужно минимум техники и рабочих. Всего-то вырыть небольшой котлован. Сложность строительства метро глубокого залегания существенно выше.
а вот когда первые пропали с улиц я даже и не скажу, как-то незаметно процесс прошел. по крайней мере, для меня)))
Я в Киеве был впервые в 2010 году, Икарусы на улицах города отсутствовали напрочь. Только поделки вашего местного автопрома. Поэтому я не знал, были они у вас или нет. В Будапеште мне было интересно поездить кроме метро и на Икарусах, т.к. это были автобусы детства, а в Будапеште их ещё полно всяких разных моделей, даже троллейбусы-Икарусы есть.
Возможно так оказалось проще, чем делать оборотные тупики за Борисопольской. вопрос не в том, что проще, а в том, что станция тупо в лесу (на твоей фотке, кстати, видно), она не нужна городу в принципе еще лет десять, в то время как есть перенаселенные массивы, которые без метро загибаются десятилетиями.
кстати, по одной из твоих ссылок есть картинка из нового генплана вот эта , так вот, на ней условных обозначений не видно, но согласно самому генплану вот та вот прекрасная коричневая кривая, нарисованная мелким пунктиром, светит нам как земля колхозу через жалкие 25 лет. 25! учитывая, что перед этим уже 16 лет строили ничего, то получается 31 и, учитывая реальну скорость, то я и в 31 не сильно верю
Сложность строительства метро глубокого залегания существенно выше глубокого залегания станции в Киеве сейчас вообще не строят.
в 2010 году, Икарусы на улицах города отсутствовали напрочь ой, да
а в то время что только не ездило!
даже троллейбусы-Икарусы есть да, мне они тоже очень понравились)))